Порядок принятия наследства - консультация юриста

poryadok-prinyatiya-nasledstva-konsultatsiya-yuristaКаждому праву корреспондирует обязанность. Важно понимать, какие права и обязанности приобретает наследник вместе с полученным имуществом.

После смерти человека гражданским законодательством установлен срок для принятия наследства – шесть месяцев. Это значит, что его наследники должны совершить фактические действия по принятию наследства и сохранению имущества умершего, а также обратится к нотариусу с заявлением, к которому должны быть приложены следующие документы:

- свидетельство о смерти наследодателя;

- завещание при его наличии или в случае наследования по закону подтверждающие родство свидетельства о рождении, браке, документы о перемене имени или фамилии;

- справка с последнего места жительства умершего/выписка из домовой книги;

- определяющие возникновение права собственности свидетельства на жилые помещения, транспортные средства, денежные вклады и другое наследуемое имущество.

Принимая заявление, нотариус спрашивает о том, есть ли другие наследники на имущество: супруг или супруга, родители или дети, братья и сестры у умершего родственника. Устанавливается возможность выделения обязательной доли тому наследнику, который к моменту смерти наследодателя находился на его иждивении.

Установление такого долгого срока для принятия наследства позволяет нотариусу собрать все необходимые сведения и запросить документы, чтобы впоследствии выдать свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию.

Нотариус разъясняет, что вместе с имуществом наследуются и долги наследодателя. Если наследники не согласны с получаемым размером долей в принимаемом имуществе, то они могут договориться между собой и попросить нотариуса подготовить соглашение о разделе наследственного имущества, где будут учитываться их права и интересы.

Например, после умершего отца осталась квартира и земельный участок с дачей, которые по стоимости равнозначны. Сын живет и работает в Москве, а дочь находится в отпуске по уходу за ребенком и хочет больше времени проводить на свежем воздухе с ребенком. Между собой они решили, что не будут «напополам» принимать имущество: по соглашению о разделе наследственного имущества сыну достается квартира, а дочь получит земельный участок.

Однако договориться к сожалению удается невсегда. Тогда при помощи грамотного юриста или опытного адвоката по наследству необходимо обращаться в суд за защитой нарушенного права.

Наиболее распространены следующие категории наследственных дел:

- восстановление срока (времени) для принятии наследства, например, наследник не знает о смерти своего родственника, или другие члены семьи от него скрывают этот юридический факт, тогда необходимо подготовить исковое заявление и подтвердить уважительность причины пропуска для приобретения наследства;

- признание завещания недействительным, в случаях, если оно составлено под давлением или недееспособным лицом, не способным понимать значение своих действий;

- признание права собственности на имущество, принятое фактически после умершего: это, как правило, касается лиц, проживающих вместе с наследодателем на момент смерти, но по разным причинам не обратившимся к нотариусу в срок.

В подобных случаях особо актуально звучит пословица: хочешь узнать человека - раздели с ним наследство.